Главная

Страница Уполномоченного по правам ребёнка

Рекомендации по профилактике экзаменационного стресса - 3. Для учителей

Рейтинг
ПлохоОтлично 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ГОТОВЯЩИХ ДЕТЕЙ К ЕГЭ

 

Учителям, помня о том, что «нельзя научить плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся 5-11 классов практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, ее только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Рекомендации:

1.     Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

2.     Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;

3.     Помогайте избежать ошибок;

4.     Поддерживайте выпускника при неудачах;

5.    Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;

6.    Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

7.    Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

- ЕГЭ (Единый государственный экзамен) основан на тестовых
технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний предмета,
предварительной психологической подготовки всех участников
образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

- Помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу»,
следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

- Необходимо использовать в работе сборники тематических тестов,
выпущенные Центром тестирования РФ для учащихся 5-11-х классов
практически по всем предметам.

- С помощью тестов можно оценивать уровень усвоения материала
учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ повысить балл.

- Необходимо обучать учеников конструкции тестовых заданий, тогда он
практически не будет тратить время на понимание инструкции во время
экзамена. Во время таких тренировок формируются соответствующие
психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

- Желательно основную часть работы проводить заранее, отрабатывая
отдельные детали при сдаче зачетов и пр., т.е. в случаях не столь
эмоционально напряженных, как сдача экзамена.

- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет
смысла зазубривать весь материал, достаточно просмотреть ключевые
моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие
схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по
плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить
над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.

- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас
существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое
значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма
отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Так как задания будут на время, то можно потренироваться выполнять
подобные задания с фиксацией времени, чтобы подросток мог в нем
ориентироваться самостоятельно. Торопливые могут прочитывать по
несколько раз инструкцию к заданию, чтобы понять верно смысл и не
исправлять потом ошибки. Медлительным, можно предложить дома учиться
распределять время при выполнении задания. И, конечно же, и тем и другим
необходимо оставлять 5-10 минут на проверку работы. Учителя могут
контролировать время, подбирать аналогичные задания при подготовке.

- Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не
только повысят эффективность подготовки к ЕГЭ, но и позволят учащимся
более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации.

 

Фотоальбом

banner

Alternative flash content

Requirements

ЕГЭ

Баннер